Главная » Статьи » Писатели и поэты » М. Горький (1868-1936) |
Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) родился в Нижнем Новгороде 16 (28) марта 1868 года, в семье столяра. Учиться было некогда, денег не было. Кое-как научившись грамоте, мальчик вынужден был с детства думать о куске хлеба. Ему приходилось работать на побегушках в магазине, учеником в чертежной и иконной мастерских, служить поваренком на пароходе, работать садовником, булочником, квасником, поденщиком на волжских пристанях…. Служба у нижегородского адвоката и знакомство со знаменитым писателем В.Г. Короленко способствовали обнаружению и развитию у Горького таланта писателя. Творческий путь писателя начался с публикации в сентябре 1892 года в тифлисской газете «Кавказ» с рассказа «Макар Чудра». Тогда же и появился в литературе псевдоним Алексея Максимовича Пешкова – М. Горький. Своей жизнью и творчеством Горький совершил подвиг, принесший ему мировую известность. Уже с первых шагов в литературе он привлек к себе внимание современников. А когда через несколько лет вышли два томика его рассказов, имя писателя стало одним из самых популярных в России, а вскоре и далеко за ее пределами. Литературное творчество стало его истинным призванием. Горький является центральной фигурой мирового литературного процесса ХХ столетия. Великий классик советской литературы был страстным книголюбом и тонким ценителем книги. Книга для Горького значила очень много: она его воспитала, дала образование, стала смыслом и целью жизни. Он шутливо называл себя «великим читателем земли русской» и говорил, что «жаждет достичь совершенства посредством чтения душеполезных книг на все темы». Всех, кто знал Горького, всегда поражала его феноменальная начитанность. Известно, как щедро дарил Горький книги всем нуждающимся в них, особенно школам и библиотекам. Изучение его творческого пути помогает лучше понять основные черты художественного и духовного развития нашей жизни. Горький – наследник и продолжатель лучших традиций русской классической литературы. Работа писателя в области детской литературы поражает своей широтой, масштабностью. По замечанию Маршака, «в литературном наследии Горького нет ни одного книги, целиком посвященной воспитанию…. Однако едва ли найдется во всем мире один человек, который бы сделал для детей так много». Внимание писателя к вопросам воспитания детей средствами художественной литературы было постоянным и глубоким. Писатель четко формулировал свои взгляды на воспитание. Он призывал всесторонне развивать способности ребенка, укреплять его волю, формировать характер. Детская литература на протяжении всего творчества Горького была предметом его постоянного внимания. Огромная работа писателя в области детской литературы и детского чтения, проделанная еще до Великого Октября и в первые десятилетия Советской власти, направляла развитие советской детской литературы. А.М. Горький стремился привлечь к созданию новой литературы для детей лучших писателей и ученых. Под его творческим руководством вошли в детскую литературу писатели: С. Маршак, М. Ильин, Л. Пантелеев и другие. Горький стремился объединить талантливых писателей для создания новых произведений, которые необходимы советскому ребенку. С этой целью в 1919 году писатель начинает издание в Петрограде первого советского журнала – «Северное сияние». Позже по его предложению создается специальное издательство детской литературы – Детгиз (сентябрь 1933 г.). А.М. Горький подчеркивал, что детский писатель «должен учесть все особенности читательского возраста. В противном случае у него получится книга, лишенная адреса, не нужная ни ребенку, ни взрослому». Он выступал с требованием занимательности детской книги. В полемике с педагогами, которые отрицали забавное, игровое начало в детских книгах, Горький писал: «Я утверждаю – с ребенком нужно говорить «забавно». Первоначальное представление о солнечной системе, о нашей планете, о ее странах и людях должно быть преподано в играх, игрушках». Горький через «Пионерскую правду» обращается к детям с просьбой написать, что они хотели бы прочитать. Дети активно откликнулись на призыв писателя и прислали много писем, в которых называли интересующие их темы, книги, героев. Горький задумал издать серию биографий замечательных людей. Замысел этот удалось осуществить уже в советское время. Рассказы писателя для детей публиковались еще до революции. В 1913-1916 годах Горький работает над повестями «Детство» и «В людях», продолжившими традицию автобиографической прозы о детстве. В рассказах писателя дети часто оказываются несчастными, обиженными, порой даже гибнут, как, например, Ленька из рассказа «Дед Архип и Ленька» (1894). «Скучную и нелегкую жизнь изживал он», - говорит писатель о Мишке, герое рассказа «Встряска». Рассказ «Мальчик» – о судьбе маленького еврея. Свет, идущий от детства, уроки, которые дают дети взрослым, детская непосредственность, душевная щедрость, бессребеничество – вот чем наполнены рассказы М. Горького о детях. Писатель заложил основы новой детской сказки. Всего им создано шесть сказок: «Утро», «Воробьишко», «Случай с Евсейкой», «Самовар», Про Иванушку-дурачка» и «Яшка». В сказках Горького отражаются подлинная жизнь, реалистические детали быта, современные проблемы и идеи. В сказках проявилась любовь писателя к детям, уважение к этому «лучшему народцу на земле», как ласково назвал он ребят в одном из писем 1910-1911 гг. к сыну Максиму. Общественные идеи и творческие принципы М. Горького, его многообразная деятельность на ниве отечественной культуры легли в основу дальнейшего развития детской литературы. Необычайно широки были связи Горького с миром. Его разностороннюю гуманистическую деятельность хорошо знали в Европе и Америке, и прогрессивные деятели охотно откликались на многие просьбы русского писателя. Литература: Всегда рады видеть вас в нашей библиотеке! | |
Просмотров: 1518
| Теги: |